Закрыть
(495) 755 90 00

Большой брат есть всегда

Явор Гырдев

Режиссер из Болгарии Явор Гырдев поставил в театре Наций спектакль «Метод Грёнхольма» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана. Это офисный психлогический триллер, представляющий собой собеседование четырех соискателей на должность топ-менеджера в крупной компании — в иполнении Игоря Гордина, Сергеня Чонишвилли, Виктории Толстогановой и Максима Линникова.

Явор известен в российской столице не только по двум спектаклям-дебютам  «Человек-подушка» и «Калигула», но, больше по его кинодебюту на Московском Международном кинофестивале, где в 2008 году Явор Гырдев получил приз за режиссуру в фильме «Дзифт».

Яывор Гырдев имел всего три месяца перед запуском очередного фильма, когда на фестивале «Территория» он встретился с Евгеним Мироновым, художественным руководителем Театра Наций и получил предложение поставить этот спектакль.

Гырдева, прежде всего, заинтересовала возможность выразить свое отошение к понятию «корпоративная этика», этакую суррогатную замену общепринятой человеческой морали и норм поведения и в игре понять — как корпоративное пространство выпячивает спесь и самодовольство, хищнические инстникты, ложь как способ достижения цели. В пьесе ясно видны тенденции Оруэлла, в корпоративном измерении, в котором существует находящийся там человек: винтик в механизме, безликий и принимающий любые условия страшной игры.

Пьеса Гальсерана не оставляет режиссеру много места для экспериментов, ведь в ней слово зацепляет слово, а действие вытягивает действие совершенно определенным образом, нарушить который — означает нарушить гармонию пьесы. В ней мало пафоса, высоких обобщений и много психологического напряжения, неожиданностей и поворотов.

Отсюда и мало условий для интерпретаций, что не совсем привычно для поклонников Явора. Однако, подавив режиссерское тщеславние, ему удалось найти середину, пройти по узкой тропинке, балансируя между драматургией и режиссурой к неплохому результату: спектакль интересен, он держит зрителя в напряжениии от начальной сцены до финала.

Вспоминая «Дзифт» - хотелось бы отметить, что и там режиссеру-дебютанту в кино также удалось соблюсти сложную пропорцию «киношного» и «театрального» в фильме, что во многом предопределило его успех. Фильм достаточно адекватен и убедителен при всем том гротеске, что в нем есть и несмотря на некоторые колкости западных критиков, увидевших в нем подражание Тарантино. Очевидно, разность восприятия на Востоке и Западе Европы дает тут о себе знать. Московские рецензенты опредедлили жанр фильма как социалистический нуар, с малопонятными западному зрителю шутками по поводу советских лозуногов.

Тем не менее, американцы уже предложили Гырдеву сделать римейк его фильма, насобиравшего уже 19 призов, включая приз ММКФ. Растет и количество приглашений на различные кинофестивали.

Гротескная пародия, похоже, становится визитной карточкой кинорежисера, и следующий его фильм — из того же гротескного теста: черная комедия того же автора Владислава Тодорова, психотриллер об осведомителе, одержимом манией заговоров. Его увольнияют в 1989 году и он, стараясь как-то пережить психологическую травму, начинает притворяться агентом спецслужб, вербовать свою сеть осведомителей, проникать в круги интеллектуалов, изображая из себя представителя спецслужб государства. И ему пишут доносы. Все убеждены в том, что следить друг за другом надо, и уже никого не интересует — кто этот человек, на кого он работает и работает ли вообще.

Разумеется, такой жанр не обходится без стилизаций, масштабных игр режиссера со зрителем, свойственных творчеству Явора Гырдева.

 

 


 
© 2008-2010
Консультации по телефону: (495) 755 90 00