Закрыть
(495) 755 90 00

На интеллектуальном бульваре

 Спектакль "Метод Гренхольма"

 В последнее время «офисные» сюжеты, столь востребованные на ТВ, стали проникать и на театральные подмостки. Причем, перепробовав все возможные жанры. Конечно, корпоративные извращения, апология вранья и тошнотворное лицемерие — будьте уверены, зрителю будет обеспечено. Так как все эти «прелести» - неизменныей атрибут этих, неизвестно что производящих и насильно нам сующих в руки свое брендированное барахло, персонажей с приклеенными улыбками и ранимыми душами, где-то там — под галстуками и сорочками. Отсюда и балеты про «людей в пиджаках». Оттого, что это же люди, все-таки — как ни подавляй их индивидуальность, как ни строй их строем, как ни унижай их необходимостью участия в непрерывных конвульсивных выбросах лжи, лукавства и рекламного самовосхваления ...

 Спектакль по одноименной пьесе испанца Жорди Гальсерана, пьесе, поставленной во многих театрах мира, по которой уже был сделан фильм — начинается как детектив. Явор Гырдев, режиссер из Болгарии, которого уже  знают в Москве (на фестивале «Сезон Станиславского» он привозил спектакль «Человек-подушка» по пьесе ирландского драматурга Макдонаха) - очередной международный проект Театра Наций. До него была постановка Алвиса Херманиса.

Надо отметить, что Гырдев совсем недавно дебютировал и как кинорежиссер, и довольно успешно, получив приз Московского кинофестиваля за режиссуру. Его спектакль «Калигула» с успехом прошел на международном фестивале NET. Для постановки в Театре Наций Гырдев нашел пьесу весьма эффектную, динамичную, изобилующую метаниями от крика к тишине и резкими поворотами сюжетной линии. Одновременное и развлечение, и пристальное наблюдение за течениями современной жизни (куда-то они нас заведут) — характерный для болгарского режиссера способ существования спектакля.

В сценографии — это, говоря языком персонажей - «полный хайтек». Своеобразная подсветка, внушительно, шикарно — некий эталон офисного пространтства созданный болгарским художником Николой Торомановым. Тут же и «акула в формалине», цитата из Дамиена Херста: гигантский аквариум — метафора отношений между людьми в этом и похожем на него — окружающем мире. Несколько спрямленная и бывшая в употреблении метафора, но, очевидно, тут более точной не нашлось. Тем более, что закрученный сюжет пьесы — сам по себе катализатор восприятия происходящего на сцене, так что некотороые  акульно-корпоративные излишества в оформлении программок и сцены, скорее выглядят как «масло масляное», подчеркивая и без того достаточно выпяченные посылы режиссера. Хотя, кому-то они и не мешают, вероятно.

Дело происходит в огромной компании, явно — транснациональной, куда приходят, один за одним, четыре соискателя, оспаривающие высокооплачиваемую и очень желанную должность топ-менеджера. Они уже прошли все круги отбора, остался последний — персональное интервью. И вот начинается игра, которую лучше один раз увидеть, чем услышать много раз.

В этой игре каждый новый поворот круто меняет всю ситуацию, добавляя проблем участникам гонки, каждый из которых, в свою очередь, отнюдь не прост. А один из персонажей, окзывается — вообще не соискатель. Понятно, что на актерах в такой пьесе ложится большая нагрузка. И тут актерский ансамбль оставляет очень хорошее впечатление. Все персонажи в этой пьесе одинаковы по значению, второстепенных — нет, однако, все же в смысловом плане пара Сергей Чонишвилли (Ленком)  и Игорь Гордин (ТЮЗ) является ведущей.

Персонаж Чонишвили — своеобразный человек-паровоз, прямолинейный, разогнавшийся на пути к поставленной цели, не знающий жалости. И всякий, кто попал под его колеса - виноват, с его точки зрения, сам.

Игорь Гордин — прямая противоположность: нелепый, смешной болтун, зануда, комик. Но, как положено по законам жанра — все это еще цветочки, и кто есть кто — покажет

финал. Не менее интересна и вторая пара: Виктория Толстоганова, известная актриса и пока еще не слишком известный Максим Линников. И здесь произойдут невероятные превращения героев, выворачивание характеров наизнанку, но и это еще не будет финалом.

Вот тут и случается главное, ради  чего происходят все эти фейерверки превращений  в этом спектакле — это окончательный финал действия. Именно он расставит по местам  эти вывернутые назинанку души, из которых, кажется, вычищено уже все человеческое, ибо оно мешает главному процессу — процессу получения прибыли.

© 2008-2010
Консультации по телефону: (495) 755 90 00